-
АБРИС (нем. Abrib- очерк, чертеж) - линейный (контурный) рисунок вспомогательного назначения, напр. при калькировании
-
АБСТРАКЦИОНИЗМ (англ. abstractionism, фр. abstractionnisme, ab-stractivisme, от лат. abstractus - отвлеченный) - широкое направление в искусстве 20 в., в котором произведение основано исключительно на формальных элементах (линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация). А. как программное направление возник в начале 1910-х гг. почти одновременно в нескольких странах Европы. Его признанными основоположниками являются русские художники В. В. Кандинский и К. С. Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне, чех Франтишек Купка. Зачинатели А. опирались, как правило, на мистические идеи:так, Кандинский, Мондриан, Купка исходили из теософской доктрины. Их метод отвлеченных построений определялся намерением выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности, скрывающиеся за преходящими явлениями видимого мира. Первоэлементы формы трактовались Кандинским, Малевичем, Мондрианом как живописные знаки, наделенные исходным духовным содержанием, а пластические формулы, организованные из таких знаков, - как отношения между элементами универсума. Иной характер имеет теория Делоне, в которой решительно отвергается идеалистическая метафизика, а задача абстрактной живописи ограничивается исследованием свойств самого живописного языка, прежде всего динамических качеств цвета. Художники раннего А. внесли значительный вклад в становление современного стиля в архитектуре, дизайне, декоративно-прикладных искусствах (деятельность Кандинского во Вхутемасе и Баухаузе, Мондриана - в конструктивистской группе "Де Стейл", "архитектоны" и дизайнерские проекты Малевича, опыты в прикладном искусстве Робера Делоне и Сони Делоне-Терк). Их обращение к функциональной форме объясняется универсализмом эстетических программ: отвлеченные живописные построения мыслились и как проекции cтруктур космического миропорядка, и как проекты идеального устройств мира социального, в более узком смысле - как принципиальные схемы организации пространственной и предметной среды, окружающей человека. С другой стороны, работа первичными единицами живописного языка стимулировала поиски законов формообразования и композиционных принципов, которые затем осуществлялись в архитектурных предметных формах.С момента возникновения А. в нем определяются две линии:геометрической абстракции, основанной преимущественно на правильных, четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан, отчасти Делоне), и лирической абстракции, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Это формальное различие отражает различие в мировосприятии художников и их идейно-художественных программах. Композиции геометрического A., построенные из ограниченного набора правильных форм и основных цветов, представляют устойчивые "субстанционные" состояния. Абстракции Кандинского и его последователей, наполненные плывущими, пульсирующими, взаимопроникающими формами, сложными ритмами и мерцающим цветом, напротив, сосредоточивают внимание на динамических процессах.После второй мировой войны А. становится доминирующим направлением в искусстве стран Западной Европы и Северной Америки. Преобладают формы лирической абстракции, в которой возникают такие течения, как абстрактный экспрессионизм, ташизм, иероглифический абстракционизм. Эстетические концепции этих течений утрачивают универсально-метафизический характер
-
АВАНГАРДИЗМ (от фр. avant-gard - передний край, передовой отряд), авангард - понятие, объединяющее экспериментальные, модернистские, подчеркнуто необычные начинания, поиски в искусстве 20 в. (см. Модернизм). На разных исторических этапах первооткрывателями выступали сменявшие друг друга авангардные направления: в нач. 20 в. - возникшие тогда фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм
-
АВТОПОРТРЕТ (от греч. autos - сам, и портрет, англ. self-portrait, фр. autoportrait, нем. Selbstbildnis) - графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал. Эта особая разновидность портретного жанра выражает оценку художником своей личности, ее роли в мире и обществе, своих творческих принципов. Художник может стремиться в А. к объективности самооценки, возвышать или разоблачать себя, представлять себя в различных обличьях (характерно для многочисленных А. Рембрандта), одевать себя в различные костюмы, мифологизировать свой образ и т. д. В А. могут быть отражены личные особенности художника либо общие черты поколения, социальной или национальной среды. А. может быть включен в композицию с изображением других персонажей.
-
АКАДЕМИЗМ (фр. Academisme)- художественное направление, базой развития которого служат академии художественные. А. - неотъемлемая часть художественной культуры, связанная с сохранением и развитием высших традиций и наиболее совершенных образцов искусства и созданием на этой основе художественной школы, профессионального образования. В академиях происходит т. н. академизация, т. е. превращение в норму, образец и основу художественной школы, к.-л. конкретно-исторического направления в искусстве. Не являясь стилем, А. обладает стилевыми признаками, основанными на устойчивости культивируемых форм. Истоки А. - в творчестве и художественных принципах братьев Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи - основателей Болонской академии (ок. 1585), выработавших строгий кодекс художественного поведения, регламентацию, определяющую достойные изображения сюжеты и гамму чувств, соответствующие им художественные формы и композиционные решения. В их живописи академизации подверглись приемы великих мастеров итальянского Высокого Возрождения, прежде всего Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Особенности А. полнее всего раскрываются в созданном братьями Карраччи и их учениками академическом типе алтарной картины и монументально-декоративной росписи (фрески братьев Карраччи в палаццо Фарнезе, Рим, 1597-1604). А. противостоял маньеризму
-
АКВАРЕЛЬ (фр. Aquarelle, от лат. Aqua -вода
-
АЛЛА ПРИМА (итал. alla prima, букв. - в первый момент) - то же, что живопись по сырому. Означает также способ исполнения в один прием, за один сеанс, без предварительных прописок и подмалевка.
-
АНДЕГРАУНД (англ. underground - подполье), андерграунд - понятие, возникшее в США и означающее "подпольную" культуру как составную часть т. н. контркультуры, противопоставившей себя ограничениям и условностям культуры, господствовавшей в буржуазном обществе. Типичная тематика американского А. - "сексуальная революция", наркотики как способ бегства от общества, проблемы маргинальных социальных групп. В советский период понятие А. приобрело иной смысл, став обозначением сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, а также литературу, музыку и т. д. В сер. 1950-х - кон. 1980-х гг. "художественная оппозиция" в СССР была представлена деятельностью таких групп, как "Лианозовская" (Е. Кропивницкий, Л. Кропивницкий, Л. Мастеркова, В. Немухин, Н. Вечтомов, О. Рабин и др. - с 1956 до сер. 1970-х гг.), студия Элия Белютина (с сер. 1950-х до сер. 1970-х гг.), "Сретенский бульвар" (И. Кабаков, Ю. Соболев, А. Брусиловский, Э. Неизвестный, Ю. Соостер - с 1960 до сер. 1970-х гг.), "Движение" (Л. Нусберг, Ф. Инфанте и др. - с 1962), "Арго" (Ф. Инфанте, Н. Горюнова и др. - с 1970), "Коллективные действия" (А. Монастырский, Н. Панитков, Г. Кизевальтер, И. Макаревич, Н. Алексеев, С. Ромашко и др. - с 1975), "Гнездо" (М. Федоров-Рошаль, Г. Донской, В. Скерсис - 1975), "Мухоморы" (С. Гундлах, К. Звездочетов, В. Мироненко и др. - с 1978), "Клуб авангардистов" (2-я пол. 1980-х гг.), "Чемпионы мира" (тогда же) и др. В русле А. развивалось творчество В. Сидура, А. Зверева, Э. Булатова, И. Чуйкова, В. Комара и А. Меламида и других представителей авангардизма, движения соц-арт и. других оппозиционных направлений.После постепенного снятия ограничений и запретов на свободу художественного творчества в начале 1990-х гг. А. сошел на нет.
-
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР (от лат. animal - животное) - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению животных. А. ж. сочетает естественнонаучные и художественные начала. Художник-анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания (напр., в станковой живописи и скульптуре, в эстампе)
-
АР БРЮТ (фр. art brut - грубое, необработанное искусство) - понятие, введенное французским художником Жаном Дюбюффе для обозначения искусства душевнобольных, "наивного" творчества маргинален, уличных граффити, а также собственных произведений, вдохновленных этими образцами. В 1948 г. Дюбюффе основал в Париже ассоциацию "Компания грубого искусства", призванную сохранять, изучать и расширять собранные им ранее коллекции "грубого искусства".
-
АР ДЕКО (фр. art deco, сокр. от art " decoratif) - стилевое течение в искусстве стран Зап. Европы и Америки 2-й четв. 20 в. Получило название от Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Париж, 1925), которая явилась отправным пунктом его распространения и развития. Для А. д. характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством. Центрами А. д. были Франция и США. А. д. сочетало элементы стиля модерн. кубизма и экспрессионизма, использовало выразительные особенности передового технического дизайна (в основном материалы и стилистику модных "обтекаемых форм", заимствованную у новейших моделей автомобилей и локомотивов). На его развитие заметно повлияли новые открытия эффектных памятников древнеегипетского искусства (в т. ч. гробницы Тутанхамона, 1922) и древних цивилизаций Америки, а также стилистика новаторской сценографии 1910-1920-х гг. Полнее всего А. д. проявилось в оформлении и украшении интерьеров фешенебельных отелей, клубов, салонов, океанских лайнеров и представительских зданий большого бизнеса, включавших различные виды скульптурных, живописных и всевозможных отделочных работ. Также А. д. было представлено прикладными изделиями модных домов, рекламой, промышленной и журнальной графикой и т. д. Наиболее крупные произведения - Крайслер-билдинг (Нью-Йорк, 1928- 1930, архитектору. Ван Элен) и Рокфеллер-центр (Нью-Йорк, 1931-1940, архитектор Б. У. Моррис).
-
АР НУВО (фр. art nouveau - новое искусство) - название стиля модерн, утвердившееся в большинстве стран Европы. Название стало распространенным благодаря одноименной выставке, посвященной этому стилю (Цюрих, 1952).
-
АЭРОГРАФИЯ - техника живописного письма аэрографом по трафарету. А. используется в декорировании керамики (в т. ч. в фарфоровой промышленности), в разрисовке тканей, театральных декораций, в книжной графике, в изготовлении крупноформатных плакатов. Трафарет для А. изготовляется в виде пластинки из свинцовой фольги или картона с отверстиями, воспроизводящими рисунок, и размещается на поверхности предмета.