-
БАГЕТ (фр. baguette) - деревянная планка (гладкая или профилированная, обычно окрашенная, позолоченная и т. д.) для изготовления рам к картинам, произведениям графики, фотографиям и др.
-
БАТИК (малайск.) - техника росписи хлопчатобумажных тканей, а также многоцветная ткань, рисунок на которую наносят этим способом. Первоначально Б. появился у народов Индонезии, где рисунок наносился с помощью воска, а затем ткань опускалась в краситель, который окрашивал не покрытые воском участки. Роспись Б. издавна известна в Юго-Вост. Азии, Индии, Африке. С широким распространением Б. в Европе и Азии в наше время техника его существенно усложнилась. Различают холодный и горячий Б. Благодаря декоративным возможностям техника Б, нашла применение во всех видах ручной росписи тканей.
-
БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО (нем. gegenstandslose Kunst) - то же, что абстрактное искусство. Термин Б. появился в России и Германии вслед за возникновением неизобразительных композиций. После второй мировой войны термины абстракционизм, абстрактное искусство вытеснили другие аналогичные обозначения сначала в англоязычных странах, а затем и повсеместно.
-
БОДИ-АРТ (англ. body art - искусство тела) - авангардистское направление, возникшее в 1960-х гг. Представители Б.-а. использовали свое тело как материал и объект творчества, прибегая к разнообразным, часто болезненным манипуляциям:покрывали свои тела гипсом, раскрашивали их, надрезали, выполнялиизнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы и т. п. Особая разновидность Б.-а. - самодемонстрация художника в различных положениях. Некоторые манифестации Б.-а. носили эротический или изуверский характер. Будучи проявлением акционизма, Б.-а. сближается с рядом явлений, возникших в русле контркультуры (татуировка и раскрашивание тел, нудизм, "сексуальная революция"). Представители Б.-а.: Вито Аккончи, Терри Фоке, Джина Пане, Крис Берден, Брюс Маклин, Брюс Науман, Кит Соньер.
-
БУМАГА (от итал. bambagia - хлопок) - материал для письма, графических работ, художественных и бытовых изделий. Б. изобретена в Китае во 2 в.
-
БЮСТ (фр. buste, от итал. busto - туловище, торс) - погрудное, реже поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре. Б. появился в Древнем Египте и Древней Греции (первоначально как надгробный портрет, в Греции также как герма), значительное развитие получил в искусстве Древнего Рима, где в его композицию была включена подставка. В дальнейшем был распространен в искусстве Возрождения (Донателло, Франческе Лаурана) и в искусстве 17-20 вв. (Лоренцо Бернини, Жан Антуан Гудон, Ф. И. Шубин, Огюст Роден, Антуан Бурдель, В. И. Мухина, С. Д. Лебедева).