-
НАБРОСОК (англ. sketch, фр. ebauche, нем. Еntwurf) - рисунок, живопись или скульптура небольших размеров, быстро и бегло исполненные художником. Главное назначение наброска - краткая фиксация отдельных наблюдений или возникших в ходе текущей работы замыслов художника. Набросок может исполняться и без натуры, по памяти. В живописном наброске художник может определять основные цветовые пятна и отношения
-
НАИВНОЕ ИСКУССТВО - (англ. naive art, фр. art naif, нем. naive kunst)- одна из областей искусства примитива 18-20 вв., включающая изобразительные виды народного искусства,творчество художников-самоучек (в т. ч. бытовой портрет), а также самодеятельное искусство (живопись, графику, скульптуру, декоративное искусство, архитектуру): общая черта наивного искусства, - то, что оно развивается в областях, освоенных профессиональным искусством, но сохраняет собственные цели и собственную оригинальную методику.
-
НАПРАВЛЕНИЕ (англ.trend , фр. direction , нем. richtung ) в искусстве - эстетическая историко-художественная категория, обозначающая принципиальную общность художественных явлений на протяжении длительного времени. В отличие от категории стиля, берущей за основу классификации общность образной системы, средств художественной выразительности, критерии направления носят характер духовный, социальный и относящийся к миру ведущих идей, миросозерцания, эстетических взглядов и принципиального отношения искусства к действительности. Расхождение между стилем и направлением обозначается только со 2-й пол. 18 в. (направление сентиментализма и предромантизма проявляют себя в рамках стиля классицизма)
-
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО (англ. folk art, фр. art populaire , нем. volkskunst ) - тип синтетического искусства, изначально связанный с трудовой деятельностью человека, представляющий одновременно материальную и духовную культуру. Народное искусство в основе имеет мифологическое, поэтическое отношение к миру, характеризуется эпическим переживанием мира, коллективностью творчества, связью с бытом. Народное искусство восходит к синкретизму первобытной культуры, оно развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиции, являющейся формо-образующим началом, связывающим современность с прошлым. Эпический характер образа определяется самим типом творчества, коллективным методом работы, основанном на подобности, повторе и вариации. Благодаря этому образная структура народного искусства сохраняет изначальный образ, входящий в синтез с его вариациями и новыми элементами. Синтез заложен в самой образности, в единстве, художественной целостности произведения, в принципах формообразования, где определяющими служат родовая сущность и функция. Синтетичность проявляется также в соединении в одном произведении пластического, живописного, графического, архитектонического начал. Место народного искусства в системе культуры определяется функциями - памятной, обрядовой, родовой, коммуникативной.
-
НАСЫЩЕННОСТЬ цвета- одно из основных качеств цвета - степень, уровень, сила выражения цветового тона. Насыщенность может быть определена как степень отличия хроматического (см. Хроматизм) цвета от равного ему по светлоте ахроматического. В практике насыщенность выражается количеством пигмента, заключенного в определенном количестве связующего вещества. Насыщенность и его светлота взаимосвязаны: более насыщенный цвет, большая концентрация пигмента вызывают ощущение более темного цвета.
-
НАТУРА (лат. nature - природа) - предметы и явления окружающего мира, живые существа, которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель. Целиком и прямо исполняются с натуры, как правило, наброски, зарисовки, этюды, но также и портреты, пейзажи, натюрморты частично или полностью пишутся с натуры. При подготовке картины часто соединяются натурные штудии с работой по памяти и по воображению. Тщательное изучение натуры может быть связано с работой в естественных природных условиях (пленэр) или с изображением натурщика в мастерской.
-
НАТЮРМОРТ (фр. nature morte - мертвая натура
-
НИМБ (лат. nimbus - облако, туман) - в христианском и буддийском искусстве условное изображение сияния вокруг головы в виде круга, символ святости. В христианской иконографии нимб имеет различия при изображении Бога-отца, Богородицы, ангела.
-
НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО (англ. non-figurative art), неизобразительное, беспредметное искусство, то же, что абстракционизм.
-
НЮ (фр. nu- нагой, обнаженный) - жанр изобразительного искусства, посвященный обнаженному преимущественно женскому), художественной интерпретации. Как самостоятельный жанр изображение нагого тела оформилось поздно (окончательно - в 19 в.), но оно было уже известно в Древнем Египте ("Дочери фараона Эхнатона", роспись 14 в. до н. э.)