-
ПАВОЛОКА , приволока, настилка - в средневековой русской живописи (иконе) кусок холстины, приклеенный к поверхности доски перед нанесением левкаса.
-
ПАЛИТРА (фр. palette) - 1) небольшая тонкая и легкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы, часто имеет отверстие для большого пальца руки. Палитра для масляной живописи делается обычно из дерева, для других видов живописной техники палитра может быть сделана также из жести, эмалированного металла, фарфора, фаянса и др.
-
ПАПЬЕ-МАШЕ (фр. papier mache, букв. - жеваная бумага) - пластическая масса из размельченной и размоченной бумаги, картона и других волокнистых материалов с добавками-наполнителями (мелом, глиной, гипсом, клеем): Папье-маше используется для формования (с помощью деревянной или гипсовой модели) и прессования бытовых и художественных моделий.
-
ПАСТЕЛЬ (фр. pastel, ит. pastello, от pasta- тесто) - техника живописи и рисования, а также краски для нее. Пастель изготавливается в виде коротких цветных палочек - карандашей без оправы из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ. Карандаши пастели бывают твердые, средней мягкости и мягкие.<br> Пастель пишут и рисуют по шероховатой поверхности бумаги, картона, по грунтованному холсту, замше, пергаменту и т. д., начиная жестковатыми карандашами и заканчивая мягкими
-
ПАСТОЗНОСТЬ (от ит. pastoso - тестообразный) - в технике масляной живописи, темперы, живописи синтетическими красками значительная толщина красочного слоя, использованная как художественное средство. Благодаря неровному нанесению густых мазков краски на грунт или просохшие слои пастозности всегда остается заметной для глаза и проявляется в рельефности, неровности красочного слоя, в пластичном мазке. П. позволяет неразжиженной краске целиком сохранять ту форму, какую придают ей кисть или мастихин, и служить непосредственным выражением темперамента, творческой энергии мастера
-
ПАТИНА (ит. patina) - пленка различных оттенков (от зеленого до коричневого), образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы, латуни в результате коррозии металла. Различают П.: возникшую естественным образом и искусственную. Естественная П. - окислы, специфический налет, который особенно интенсивно образуется под воздействием атмосферных условий на поверхности бронзовых и медных скульптурных произведений и различных декоративных изделий. Другим родом П. является нанесение специальных химических составов, обычно при завершающей обработке бронзовых памятников, что придает им желательный тон и предохраняет от губительного воздействия загазованного воздуха современных городов и промышленных центров (см. Патини-ровка).
-
ПЕЙЗАЖ (фр. pay sage, англ. landscape, нем. Landschaft) - жанр изобразительного искусства, гл. обр. станковой живописи и графики, изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности. Название жанра распространяется также на отдельные произведения, именуемые пейзажем. В зависимости от главного предмета изображения и характера природы внутри пейзажного жанра можно выделить сельский, городской П. (в т. ч. веду-ту), архитектурный, индустриальный
-
ПЕРО (англ. pen, фр. plume, нем. Fеder) - инструмент для рисования жидким красящим веществом (тушь, бистр, сепия, чернила). Издавна использовались птичьи перья (гусиные, лебединые, павлиньи, вороньи, вальдшнепа, бекаса и др.), позволявшие мягко менять толщину линии, варьировать методы штриховки. В древности и на средневековом Востоке применяли тростниковое перо (калам), дающее гибкую, пластичную линию, энергичный штрих. С 19 в. распространены металлические перья, дающие тонкую, ровную линию. Рисунок пера (часто в сочетании с размывкой или подцветкой) отличается особой непосредственностью, импульсивностью (почему его любили Рембрандт, А. С. Пушкин, Винсент Ван Гог)
-
ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА (англ. prints, нем. Druckgraphik) - совокупность видов графики, дающих возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах. Разновидности печатной графики многообразны. Гравюра известна с 6-7 вв. в Китае и с 14- 15 вв. в Европе, литография распространена с 19 в. До появления фотомеханической репродукции гравюра и литография служили для воспроизведения и размножения картин и рисунков. Многие виды печатной графики создаются непосредственно для полиграфической печати.<br> По назначению можно различать станковую печатную графику (эстамп), книжную, газетно-журнальную, прикладную печатную графику и плакат. Специальными, видами печатной графики являются лубок в станковой графике, иллюстрация и карикатура в книжной и газетно-журнальной.<br> Одна из основных областей применения печатной графики - книга (иллюстрация, шрифт, оформление и конструирование книги). Сравнительно молодая отрасль печатной графики - плакат, появившийся в 19 в. (афиша, торговая, кино- и театральная реклама). К прикладной печатной графике относятся марки, этикетки, товарные знаки.
-
ПИГМЕНТ (лат. pigmentum) - цветной порошок, входящий важнейшей составной частью в любые краски и определяющий цветовой тон каждой краски
-
ПИНАКОТЕКА (греч. pinakotheke, от pinax - картина, theke - вместилище) - хранилище живописи, картинная галерея. Пинатекой называются некоторые западноевропейские музеи (Старая пинакотека в Мюнхене). Термин происходит от названия хранилища живописных изображений на Акрополе в Афинах (5 в. до н, э.).
-
ПЛАКЕТКА (фр. plaquette - дощечка, пластинка) - произведение медальерного искусства, отличающееся прямоугольной, многоугольной или близкой к прямоугольнику формол. Медальоны в форме плакетки получили распространение в 19-20 вв. Плакеткой называются и небольшие пластинки с рельефными изображениями (металл, керамика, дерево и др.), не имеющие утилитарного назначения.
-
ПЛАСТИКА - в широком понимании то же, что скульптура, в более конкретном смысле - определение объемно-пространственных достоинств скульптурных произведений, естественности, органичности построения и перетекания объемов ("пластическая выразительность"). В отличие от универсального понятия "скульптура" и от слова "ваяние", связываемого с высеканием от камня, термин "пластина" преимущественно связывается с творчеством скульпторов, пользующихся лепкой (что не исключает последующего перевода их работ в твердые материалы).
-
ПЛЕНЭР (фр. plein air, букв. - открытый воздух) - передача в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях, т. е. под открытым небом, под воздействием солнечного света и воздуха
-
ПОВТОРЕНИЕ - авторская копия художественного произведения в размере оригинала (иногда несколько меньше его). П. может отступать от оригинала во второстепенных деталях. Ср. Дублет, Реплика, Вариант.
-
ПОДМАЛЁВОК - подготовительная стадия работы над картиной, выполняемой в технике многослойной живописи, главным образом масляной. На стадии подмалевка работа над картиной начинается со светотеневой проработки объема изображенных предметов и фигур: тонким слоем жидкой краски описываются темные и светлые места картин. Подмалевок может быть однотонным или многоцветным. В масляной живописи на дереве 15 - нач.16 в. подмалевок выполнялся темперой, позже был принят подмалевок маслом на холсте, просвечивающий сквозь слой лессировки. С сер. 19 в. живопись алла прима сделала подмалевок ненужным.
-
ПОДПИСЬ (англ., фр. signature, нем. Signum) - собственноручно написанная фамилия (имя и фамилия, инициалы, прозвище и т. д.) автора, удостоверяющая подлинность произведения. Подпись часто сопровождается датой исполнения или завершения работы, изредка указывается место исполнения, бывают и другие надписи (напр., "как могу" - надпись Яна ван Эйка). На исходе средних веков, особенно в северных странах, подпись часто являлись монограммы или значки-символы. В гравюре, имеющей ряд пробных оттисков - состояний, различаются состояния "до подписи" и "после подписи".
-
ПОЛИХРОМИЯ (от греч. polys - многочисленный и chroma - цвет) - в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве многоцветная раскраска или многоцветность материала (сооружений, статуй, рельефов, бюстов, художественных изделий и др.).
-
ПОП-АРТ (англ. pop art, от popular art - популярное искусство) - направление в искусстве 1950- 1960-х гг., для которого характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры. Начало поп-арта было положено деятельностью лондонской "Независимой группы" (осн. в 1952), занимавшейся изучением имиджей (обликов) массового искусства (художники Ричард Хэмилтон, Питер Блейк, Эдуарде Паолоцци, Патрик Колфилд и др.). Однако международную известность поп-арт приобрел в его американском варианте, представленном творчеством Роберта Раушенберга, Джэспера Джонса, Энди Уорхола, Джеймса Розенквиста, Роя Лихтенстайна, Тома Весселмана, Клааса Олденбурга. Признаки "массовой культуры) эксплуатируются поп-артом по-разному. Иногда они вводятся в картину как прямая цитата, посредством коллажа или фотовоспроизведения (картины Раушенберга, Уорхола, Хэмилтона)
-
ПОРТРЕТ (фр., англ. portrait, нем. Bildnis) - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей. Портрет характерен гл. обр. для станкового искусства, но портретные изображения могут быть воплощены в монументальной и декоративной скульптуре и живописи, в книжной и прикладной графике и т. д. Необходимое требование, предъявляемое ко всякому портрету, - передача индивидуального сходства. Сходство это не ограничивается лишь внешними признаками. Воспроизводя индивидуальный облик человека, художник раскрывает его внутренний мир, сущность характера. Наряду с неповторимым индивидуальным своеобразием портретист выявляет в облике модели типические черты, признаки эпохи и социальной среды.<br> Существует множество разновидностей портрета. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные (репрезентативные) и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, оплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - чаще на нейтральном. Разновидностью камерного изображения с нейтральным фоном является интимный портрет, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой.<br> Портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. называют костюмированным. В наименования таких портретов обычно включаются слова "в виде" или "в образе" (напр., "Екатерина II в виде Минервы"). Различают а л л е г о р и ч е с к и й, м и ф о л о г и ч е с к и й, и с т о р и ч е с к и й портрет.<br> По числу изображений на одном холсте помимо обычного выделяют двойной и групповой портрет. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли - портретные галереи. Они изображают обычно представителей одного рода, включая здравствующих членов семьи и их предков. Портреты, сделанные после смерти изображенных людей по их прижизненным изображениям, называются посмертными (ретроспективными). Портретные галереи иногда создаются по профессиональному, административному, семейному и другим признакам (напр., галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т. д.). Иногда при классификации используется сословный принцип: "купеческий", "крестьянский" портрет, портрет "духовного лица". В последнее время пристальное внимание привлекает полупрофессиональный "бытовой" портрет.<br> Портреты различают и по размеру, напр. станковый "в натуру", малоформатный, миниатюрный. В особую группу выделяется автопортрет - изображение художником самого себя.<br> Один из древнейших жанров изобразительного искусства, портрет первоначально имел культовое назначение, отождествлялся с душой умершего (сохранились скульптурные портрет, вылепленные на черепах в Иерихоне, VI-VII тыс. до н. э., неолит), Портреты Древнего Востока (Египет, Месопотамия) сочетают торжественный иератизм с интересом к личности, иногда очень пристальным. В античном мире созданы шедевры портрета- идеализированного в Древней Греции, поднимающегося до глубокого раскрытия характеров в Древнем Риме. В средние века в портретах на фресках, мозаиках, иконах, миниатюрах преобладают обобщение и подчинение образа канону и традиции. В искусстве поздней готики и Возрождения происходит становление портретного жанра, достигающего вершин гуманистической веры в человека и понимания его духовной жизни (Ян ван Эйк в Нидерландах, Донателло, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан в Италии, Альбрехт Дюрер, Ханс Хольбайн в Германии). В 17-18 вв. портретное искусство создает непревзойденные образцы проникновения в глубины психологии, сложной душевной жизни человека (Франс Хале, Рембрандт в Голландии, Эль Греко, Диего Веласкес, Франсиско Гойя в Испании, Морис Кантен Латур, Ан-туан Гудон во Франции, Томас Гейнсборо в Англии, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, Ф. И. Шубин в России). Портрет 19 в. особенно богат образами людей, живущих общественными страстями эпохи, поражающих силой мыслей и чувств (Теодор Жерико, Доминик Энгр, Эдуар Мане, Винсент Ван Гог во Франции, О. А. Кипренский, И. Н. Крамской, И. Е. Репин в России). В 20 в. портрет противоречиво сочетает острое внимание к судьбе личности и подчинение портретной задачи субъективному миру и художественному строю авторской индивидуальности (Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Антуан Бурдель во Франции, В. А. Серов, М. А. Врубель, С. Т. Коненков, М. В. Нестеров, П. Д. Корин, С. Д. Лебедева в России).
-
ПОСТАМЕНТ (нем. Postament) - основание, подножие крупного произведения скульптуры, чаще всего памятника, монумента. Как правило, проектируется с участием архитектора. Постамент может быть названо и основание произведения станковой скульптуры, эта подставка может составлять единое целое с произведением, но может быть и типовым подножием для разных произведений. Ср. Пьедестал.
-
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ (фр. postimpressionisme, от лат. post - после и импрессионизм) - собирательное наименование нескольких направлений французского искусства кон. 19 - нач. 20 в., декларировавших свое неприятие эстетики импрессионизма и хронологически следующих за ним направлений. Началом постимпрессионизма принято считать сер. 1880-х гг., когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован "Манифест символизма" (1886) французского поэта Жана Мореаса. Эти события совпали с внутренней готовностью художников, начинавших свой путь в русле импрессионистического видения и мышлении, передавать на полотнах не сиюминутные, но длительные, сущностные состояния жизни, как материальные, так и духовные. Поиски в этом общем направлении шли различными путями, среди которых были воплощение знаков, символов, мыслимых образов в символизме (Поль Гоген, группа "Наби" - Морис Дени, Поль Серюзье, Эдуар Вюйяр, Пьер Боннар и др.), создание линейно-живописного строя и "декоративной стихии" стиля модерн (Анри де Тулуз-Лотрек и др.), проникновение в конструктивную основу предметного мира и при родного окружения (Поль Сезанн), выход на сверхчувственную выразительность формы и цвета, предвещавшую эксперименты экспрессионизма (Винсент Ван Гог). Постимпрессионизм является связующим звеном между искусством 19и 20 вв., предвосхищая многие поиски и находки мастеров последнего столетия.
-
ПОСТМОДЕРНИЗМ (англ. post modernism), постмодерн - термин, служащий для обозначения структурно сходных явлений в общественной жизни и культуре современных индустриально развитых стран.<br> Особенности этого направления объясняются его теоретиками своеобразием современного "информационного общества", с характерным для него преобладанием теоретического знания, информационных и коммуникационных технологий, а также плюрализмом, терпимостью и широкими возможностями выбора для каждого индивида. В философии и культурологии постмодернизм отвергает классический логоцентризм, мышление оппозициями и четко очерченными понятиями, а тексты культуры понимаются как непрерывная текстура, сплошное плетение знаковых систем, в котором при отсутствии организующего центра происходит игра ознчающих и означаемых.<br> В архитектуре и изобразительных искусствах 1970-1980-х гг. характерной особенностью постмодернизма является объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и художественных приемов, заимствованных из арсенала разных эпох, регионов и субкультур. В живописи программным позициям авангарда (обращенность в будущее, культ новизны, техницизм, антитрадиционализм) постмодернизм противопоставляет слияние разных исторических традиций, разных национальных художественных языков. Художники прибегают к аллегорическому языку классики, барокко, к символике древних культур, создавая на этой основе индивидуальную мифологию, соотнесенную с личными воспоминаниями автора. Их картины наполнены цитатами, отсылками к разным историческим эпохам и субкультурам современности. Картины Сандро Киа, Франческе Кле-менте, Миммо Паладино организуются как поле взаимодействия различных стилевых и языковых единиц. Языковые системы путем наложения образуют пересекающиеся сетки, в пространстве которых происходит свободное движение смыслов - их перетекание, ассоциативные сцепления. В этой игре знаков отсутствует единый смысловой центр, организующая идея. Принцип свободного комбинирования цитат, коллажа культурных символов открывает и противоположный путь: художник придумывает некую гипотетическую культуру и по заданным правилам продуцирует ее образы, предполагаемые музейные и археологические "подлинники" ("призраки" вымышленной академии Карло Мариа Мариани, "археологические утопии" Бертолена, Ч. Саймондса, А. и П. Пуарье). Другое название постмодернизма в живописи - трансавангард.<br> Применение термина "постмодернизм" отмечается с сер. 1950-х гг.: им обозначают явления, выходящие за рамки модернизма с его программным утверждением нового, в 1960-1970-х и особенно в 1980-х гг. постмодернизм занимает в теории и в реальной творческой практике ведущее место. Это выражается не только во внешних признаках (множественная стилистика, цитатность), но и в утверждении иного, по сравнению с предыдущим, стиля мышления. Отвергая попытки дальнейшего обновления языка и вообще "арсенала" средств искусства, постмодернизм идет по пути заимствований из уже существовавших художественных систем, уравнивая всех их в значимости и актуальности. В эту сверхсистему входят выразительные средства разных эпох, в том числе и 20 в., с развившимся на его протяжении модернизмом. Важно подчеркнуть при этом, что постмодернисты, свободно "черпая" из многих источников, сохраняют независимость и соблюдают определенную дистанцию по отношению к каждому из них.<br> Важный вклад в теорию постмодернизма в архитектуре и искусстве внес Ч. Дженкс, а в определение специфики трансавангарда - А. Бонито Олива. Среди крупных деятелей культуры, творчество которых имеет отношение к проблематике постмодернизма, - писатели У. Эко, Дж. Фаулз, кинорежиссер и теоретик искусства В. Фасс-биндер.<br> Постмодернизм в архитектуре ориентировался на переосмысление обыденных вкусов, взглядов и настроений массового сознания. Постмодернизм культивирует обращение к историческим стилям прошлого, но, сопоставляя их необычным образом или ставя их в непривычный контекст, он создает театрализованную эстетическую среду, в которую нередко входят элементы иронии и фотеска. С кон. 1970-х гг. в городах США и Зап. Европы строились общественные центры, новые деловые кварталы и жилые комплексы, в которых нашли выражение принципы постмодернизма: осевые магистрали, площади с ярко раскрашенными аркадами и колоннами, где архитектурные формы переосмыслены и дополнены нетрадиционными материалами
-
ПРИКЛАДНАЯ ГРАФИКА (нем. Gebrauchsgraphik) - обширная область искусства графики, включающая все виды утилитарных графических работ: почтовую графику (марки, конверты, открытки), денежные знаки, информационные материалы (буклеты, программы, проспекты), а также промышленную графику, обнимающую все графические работы для торгово-промышленных целей, включая фирменные, рекламные и упаковочные печатные материалы. В понятие промышленной графики часто включают всю прикладную графику.
-
ПРИМИТИВИЗМ (от примитив) - направление в изобразительном искусстве кон. 19-20 вв.: программное, сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств, ориентация на формы примитива, наивного искусства. Образцами для примитивизма стали первобытное искусство, традиционное искусство народов Африки, Океании и Америки, архаика, раннее средневековое искусство, народное искусство, детское творчество, а также изобразительное творчество городских низов и художников-самоучек. Возникновение и развитие примитивизма были вызваны неприятием современной урбанизированной жизни, унифицированной массовой культуры, равно как изощренного элитарного искусства. Примитивисты стремились приблизиться к чистоте, эмоциональности и незамутненной ясности народного или детского сознания, хотя примитивизм являлся на деле одним из вариантов сложного и зачастую иронического искусства авангардизма. Черты примитивизма присущи творчеству Поля Гогена и группы "наби", ранних представителей кубизма (Пабло Пикассо), фовизма (Анри Матисс, Альбер Марке, Морис Вла-минк), дадаизма (Марсель Дюшан, Франсиско Пикабия) во Франции, польского живописца Тадеуша Маковского, бразильской художницы Тарсилы ду Амарал, в России участников выставок "Голубая роза" (М. С. Сарьян, Н. П. Крымов), "Бубновый валет" (П. П. Кончаловский, И. И. Машков), "Ослиный хвост" (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, М. 3. Шагал), "Новое общество живописцев" (С. Я. Адливанкин, М. С. Перуцкий).
-
ПРОДОЛЬНАЯ ГРАВЮРА - ксилография, выполненная на доске продольного распила, то же, что обрезная гравюра.
-
ПРОМЫШЛЕННОЕ ИСКУССТВО (англ. industrial art, фр. art indus-triel, нем. Industriekunst) - раздел декоративно-прикладного искусства: типизированные промышленные изделия (а также эстетические основы и производственные навыки их изготовления), выполненные индустриальными методами, во многих равноценных экземплярах
-
ПРОФИЛЬ (фр. profil) - в изображении человека боковое положение головы, фигуры в целом или предмета. В узком смысле слова профиль - внешний контур лица при боковой точке зрения как в натуре, так и в изображении.
-
ПСЕВДОГОТИКА (от греч. pseu des - ложь, мнимость и готика) - направление в европейской архитектуре 18-19 вв.: романтическое стремление воскресить рыцарский дух средневековых замков и соборов, красочность и причудливое своеобразие архитектуры готики.
-
ПУАНТИЛИЗМ (от фр. pointiller - писать точками), пуантелизм(от фр. pointel - письмо точками) - художественный прием в живописи: письмо раздельными четкими мазками (в виде точек или мелких квадратов), наносящими на холст чистые краски в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя. Систематичность и рассудочность методов пуантилизма, дробность живописной поверхности, локальность и яркость каждого цвета не помешали использовать пуантилистскую технику и в интенсивных, контрастных по колориту пейзажах (Поль Синьяк, Анри Кросс), и в тонко нюансированных, обобщенных, искусно построенных полотнах (Жорж Сера), и в портретах и жанровых объемно-пространственных композициях (Тео ван Рейсселберге в Бельгии, Джованни Сегантини в Италии). Благодаря сочетанию чистых несмешанных красок с повышенной декоративностью целого пуантилизм явился важным звеном в возрождении монументальной картины и настенного панно.