-
САЛОННОЕ ИСКУССТВО , салонно-академическое искусство - консервативное направление в художественной культуре Европы и Америки 19 - нач. 20 в.
-
САНГИНА - (фр. sanguine, от лат. sanguis - кровь), сангин - материал и инструмент для рисования в виде палочки-карандаша без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина - т. н. красный мел. В настоящие время сангина изготовляется из каолина и оксидов железа с введением небольшого количества клеящих веществ. Сангина принадлежит к инструментам рисования, которые дают мягкую красочную линию (уголь, итальянский карандаш). Красивый (от красноватого до темно-коричневого и фиолетового) теплый мягкий цвет Сангина издавна используется при рисовании обнаженного тела. Сангина дает возможность применять растушку, штрихи различной интенсивности, разнообразные пятна, т. к. штрих легко растирается. Сангина не требует фиксации. Детально разработанные рисунки сангины первоклассных мастеров (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Питер Пауэл Рубенс, Антуан Ватто, Оноре Фрагонар) отличаются богатой тональной вибрацией. В 18 в. сангина входит в многокрасочную технику "три карандаша", приближающуюся к живописи.
-
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ВЫСШЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ имени В. И. МУХИНОЙ - одно из старейших художественных учебных заведений России
-
СВЕТЛОТА цвета- одно из основных качеств цвета: светлота тем выше, чем выше количество отраженного света по сравнению с количеством поглощенного этой же поверхностью цвета. Светлота окрашенных объектов оценивают, сравнивая их с ахроматическими (см. Хроматизм) объектами и оценивая их приближение к белому цвету, отражающему максимум света, и соответственно удаление от черного цвета, поглощающего максимум света.
-
СВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - в живописи и графике соотношения света пропорциональные натуре, передаваемые при помощи красок и других изобразительных средств, воспроизводящих свет, глубину пространства, рельеф и т, д. Для нахождения точных световых отношений обычно фиксируются самые темные и самые светлые места будущего произведения, что облегчает определение нужной светосилы и нужного цветового тона в других его местах. В процессе работы над картиной художник наносит краски, постоянно учитывая, насколько каждое новое пятно (мазок) картины темнее самого светлого места и светлее самого темного. Определение светового отношения осложняется тем, что степень светлоты и яркости красок зависит от фона и всей колористической системы произведения.
-
СВЕТОТЕНЬ (ит., англ. chiaroscuro, фр. clair-obscur, нем. Helldunkel) - градации светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду. Светотень не только выявляет объем предмета, объекта и его расположение в пространстве, характер среды, но и служит важным средством эмоциональной выразительности. В архитектуре, скульптуре, предметах декоративно-прикладного искусства светотень зависит от реального освещения, пластики - выпуклостей, вогнутостей, создающих игру света и тени, их контрастное или нюансное соотношение, а также от гладкой или шероховатой фактуры поверхности. Светотень в живописи и графике передает не только постоянные качества предметного мира, объем, структуру, характер поверхности предмета, но и изменчивость среды, состояния атмосферы.
-
СВИНЦОВЫЙ КАРАНДАШ - штифт для рисования, вставленный в металлический футляр типа рейсфедера
-
СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО - вещество, входящее в состав краски и определяющее все ее специальные свойства, за исключением цветового тона, обусловленного пигментом. Главное назначение связующего вещества: скрепляя по высыхании частицы пигмента между собой и с грунтом, создавать связный и устойчивый красочный слой и тем обеспечить сохранность красок. Связующее вещество целиком определяет способы наложения красок и закрепления их на основе, следовательно, технологические виды живописи определяются связующим веществом. Основные связующие вещества: растительное масло, растительный и животный клей, яйцо, воск, смола, в монументальной живописи - известь (известковое молоко)
-
СГРАФФИТО (ит. sgraffito), граффито - технический способ монументальной живописи и декоративной отделки стен, выполняемый в два- три цвета металлическими инструментами. Техника сграффито состоит в процарапывании хорошо высохшей светлой краски, покрывающей темный штукатурный слой, или же в соскабливании нанесенных друг на друга тонких разноцветных слоев штукатурки. Отличаясь четкой графичностью силуэтов, сграффито применяется гл. обр. для исполнения орнаментальных композиций или стилизованных изображений. В керамике техникой сграффито называется соскабливание верхнего глиняного слоя (см. Ангоб).
-
СЕАНС (фр. seance, букв. - время, проводимое за к.-л. занятием) - время работы художника в пределах одного дня, без длительного перерыва и без перемены модели и задания.
-
СЕПИЯ (греч. sepia, букв. - каракатица) - прозрачная коричневая краска для рисунков кистью и пером. Натуральная сепия, употреблявшаяся в Европе с сер. 18 в., была жидкой и приготовлялась из чернильного мешка морского моллюска
-
СЕРЕБРЯНЫЙ КАРАНДАШ - инструмент для рисования: тонкая серебряная проволочка, которая припаивалась к ручке или хранилась в футляре. Серебряный карандаш известен в 13-17 вв. Он имеет красивый темно-серый тон, который со временем приобретает коричневый оттенок. Штрихи серебряного карандаша не стираются, что требует точности рисования им.
-
СЕРИЯ (лат. series - ряд) - в классическом и современном искусстве, следующем классическим образцам, - то же, что цикл, т. е. ряд произведений станкового искусства, связанных единством замысла (серия, или циклы, гравюр Альбрехта Дюрера, картин "Времена года" Питера Брейгеля и Никола Пуссена и т. д.)
-
СИМВОЛИЗМ (от греч. symbolon - знак, символ) - направление в литературе и искусстве Европы кон. 19 - нач. 20 в. Возникнув как течение французской поэзии, символизм вырабатывает свою эстетическую теорию, принципы которой утверждаются в сфере театра, изобразительных искусств, музыки. Представляя разные стилевые тенденции эпохи (поздний романтизм, академизм, постимпрессионизм, модерн), мастера этого направления были едины в своих представлениях об искусстве как о символе непознаваемых сущностей, мира видений и грез, в своих поисках новых, неаллегорических способов выражения современного эстетического идеала - неуловимых смысловых оттенков и психических состояний. Особенности символизма: суггестивность и многозначность образа, игра метафор и ассоциаций. Символизм возник как реакция на ограниченность позитивистской эстетики, позднего, измельчавшего реализма и натурализма. Под влиянием мистических и спиритуалистических учений, распространившихся под воздействием декадентства, в искусстве символизма формируется новая линия иллюстративности, нарочитой многозначительности и зашифрованности содержания, утрированной экстатичности образов.
-
СКУЛЬПТУРА (лат. sculpture, от sculpo - вырезаю, высекаю
-
СКУЛЬПТОРА МАЛЫХ ФОРМ , мелкая пластика - небольшие произведения, создаваемые скульпторами, изготовляемые художественной промышленностью и народно-художественными промыслами из керамики, металла, кости, камня, стекла или пластмассы и рассчитанные на украшения личного быта. К скульптуре малых форм относятся жанровые статуэтки, настольные портретные изображения, всевозможные виды игрушки, - от народных деревянных и глиняных изделий до промышленной продукции. Центры производства скульптуры малых форм в России - Санкт-Петербургский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова, фарфоровые и фаянсовые заводы в Дулеве, Вербилках, Конакове, Гжели. Известностью пользуются также чугунное литье Каспийского завода на Урале, деревянная резная игрушка с. Богородского Московской обл., глиняная расписная игрушка с. Дымково Кировской обл., костяные изделия мастеров Севера, изделия уральских камнерезов. См. также Мелкая пластика.
-
СЛЕПОК (фр. moulage), м у-л я ж - точная копия скульптурного оригинала, выполненная механическим способом: с оригинала снимают форму - твердую (гипсовую) или мягкую (восковую, пластилиновую) - и заливают в нее гипс, синтетическую массу и т. п. Слепок используются в музейных экспозициях (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве был первоначально и частично остался музеем слепков), в качестве учебных пособий, при реставрации и т. д. Слепки часто снимают и с изделий декоративно-прикладного искусства, с медалей, монет, гемм, а также с лиц или рук умерших (иногда живых) людей. См. Маска.
-
СОЦ-АРТ - одно из наиболее известных направлений искусства 1970-1980-х гг., сложившееся в СССР в рамках т. н. альтернативной культуры, противостоявшей государственной идеологии тех лет. Сформировавшись в нач. 1970-х гг., соц-арт стал своеобразной идейной и эстетической реакцией на тотальное засилье официальной пропаганды в культуре тех лет. Иронически используя и гротескно перерабатывая расхожие символы и лозунги коммунистической пропаганды и агитации, соц-арт развенчивал в игровой, часто эпатирующей форме их истинный смысл, раскрепощая тем самым восприятие зрителя от идеологических стереотипов. Гротеск, ирония, острые подмены и свободное цитирование любых пластических приемов и стилей стали основой его броского, намеренно эклектического художественного языка, во многом совпадавшего с методами бурно развивавшегося в те же годы постмодернизма.<br> Пародийный термин "соц-арт", буквально обозначавший социалистическое искусство, был рожден основателями движения московскими художниками Виталием-Комаром и Александром Меламидом по аналогии с поп-артом, пародировавшим засилье в капиталистическом обществе рекламных стереотипов материального процветания и обезличивающей массовой культуры. Повальное господство вещевого фетишизма в обществе потребления перекликалось с засильем советского идеологического мифа. Соц-арт не выступал жестко очерченным стилевым направлением с набором обязательных мировоззренческих установок и эстетических догм. Он объединял весьма различных по своей манере авторов, не просто находившихся в оппозиции к официальной культуре, но и разрабатывавших в своем творчесте многослойные составляющие ее образной системы и художественного языка. К кругу соц-арта примыкают на протяжении 1970-х гг. Александр Косолапов, Леонид Соков, Дмитрий Пригов, Борис Орлов, Ростислав Лебедев, позже - группы "Гнездо", "Мухоморы", Григорий Брускин и др. В кон. 1970-х - нач. 1980-х гт. часть художников эмигрирует в Нью-Йорк, где игровые основы соц-арта пополняются языковым арсеналом постмодернизма. Лавинообразная известность обрушилась на соц-арт в годы "перестройки", когда с кон. 1980-х гг. он выходит на международную художественную арену и становится едва ли не символом этого сложного времени. Однако политическая переориентация общества не только вывела соц-арт на орбиту моды, но и предопределила его закат, т. к. содержательная основа его иронических образов стала неактуальной. Значение соц-арта шире практики его приверженцев. Он одним из первых нарушил языковую замкнутость отечественного искусства, свободно соединив раскованность интернационального постмодернизма с пародией на жесткую заданность советской идеологии и ее художественных догм.
-
СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА - семь цветов солнечного спектра, составляющие вместе при оптическом смешении видимый глазом естественный дневной свет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Расположение спектральных цветов подчинено строгой закономерности. Каждый спектральный цвет через многочисленные оттенки переходит в соседние цвета. Замыкающие спектр фиолетовый и красный цвета переходят в невидимые глазом ультрафиолетовые и инфракрасные зоны.
-
СТАНКОВАЯ ГРАФИКА - род искусства графики, произведения которого самостоятельны по назначению и форме, не включены в ансамбли книги, альбома или в контекст улицы, общественного интерьера, как плакат, не имеют прикладного назначения, как промышленная графика. Основные виды станковой графики - станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп). Основные формы бытования станковой графики - музейные и выставочные коллекции и экспозиции, развеска на стенах общественных и жилых интерьеров.
-
СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ -род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Основной формой станковой живописи издавна является картина, отделенная рамой от окружающей обстановки. Предшественниками картины были почти не сохранившаяся древнегреческая станковая живопись на досках (пинакс), иногда на холсте, а также имевшие сакральное значение эллинистические и римские портреты (наиболее сохранившийся вариант их - погребальный фаюмский портрет). С античной традицией поначалу связаны христианские иконы - религиозная станковая живопись
-
СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА - род скульптуры, одна из важнейших областей станкового искусства:<br> Станковая скульптура включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, поясное или трехчетвертное изображение, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистика - изображение животного мира). В последние десятилетия 20 в. в скульптуре возникли ранее не свойственные ей жанры - натюрморт и пейзаж (чаще всего в керамической пластике)
-
СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО (от "станка", на котором создаются произведения станкового искусства, - мольберт, скульптурный станок) - произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер, свободные от прямых утилитарных функций и не предназначенные для вхождения в ансамбль в качестве его составной и неотъемлемой части. Произведения станкового искусства рассматриваются обособленно от окружения, их значение не меняется от места, где они находятся, хотя условия экспонирования и освещения могут способствовать или препятствовать полному раскрытию их качеств. Развитие станкового искусства впервые стало важным условием расцвета художественной культуры в эпоху Возрождения, с распадом универсальных комплексов, характерных для средних веков, формированием новых типов произведений искусства, рассчитанных на непосредственное, личностное, интимное их восприятие и на новые формы их бытования (общественный и домашний интерьер, коллекция, позже музей). В 17-20 вв. станковое искусство с его психологизмом, многогранностью и богатством нюансов стало основным родом художественного творчества, определяющим его воздействие и общественную роль, в т. ч. связь .с художественным рынком, возможность работы для ценителя и покупателя, а затем и расчет на выставочную и музейную экспозицию.
-
СТАНОК скульптурный - приспособление для работы скульптора: стол на 3-4 ножках (высоту его можно менять) с круглым или квадратным поворотным щитом, вращающимся на вертикальной оси или на роликах, на котором располагается создаваемое (чаще всего способом лепки) произведение круглой скульптуры. Поворачивая перед собой доску, скульптор получает возможность менять освещение будущего произведения и непрерывно корректировать его выразительность и его восприятие с разных точек зрения.
-
СТАТУЭТКА (фр. statuette) - вид мелкой пластики, фигура намного меньше натуральной величины ("кабинетный размер"), служащая для украшения интерьера.
-
СТАТУЯ (лат. statua) - значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее, как правило, человеческую фигуру в рост, реже - другие реальные или воображаемые существа (напр., статуя зооморфного божества, статуя животного). Статуя размера настольной скульптуры называется статуэткой, Статуя огромной величины - колоссом
-
СТИЛИЗАЦИЯ (фр. stylisation, от style - стиль) - 1) декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема. Стилизация - необходимый и естественный метод в декоративном искусстве, плакате, монументальной живописи, силуэтной графике, прикладной графике и других видах искусства, требующих декоративной ритмической организации целого. Особенно важную роль стилизация играет в орнаменте, где фигуры и предметы превращены в мотивы узора. В станковое искусство стилизация вносит черты декоративности
-
СТИЛЬ (лат. stilus, stylus, от греч. stylos - остроконечная палочка для письма на восковых дощечках) - устойчивое единство художественной образной системы, выразительных средств искусства. Уже в латинском языке слово "стиль" имело и более широкое значение - склад речи, слог, манера, особенности письма и т. п. В современной научной терминологии оно имеет обширный диапазон применения - от обозначения индивидуальной манеры художника ("стиль Пуссена", "стиль позднего Рембрандта"), характеристики признаков к.-л. группы памятников или художественного направления внутри исторического периода (геометрический стиль росписей греческой керамики 9-8 вв. до н. э., мягкий стиль поздней готики) до трактовки понятия стиля как суммы устойчивых признаков, характеризующих образную и формальную структуру, свойственную искусству той или иной исторический эпохи (романский стиль, готика, барокко, классицизм и т. д.). Теория стиля как художественно-исторической категории была разработана в кон. 19 - нач. 20 в. Генрихом Вёльфлином и Алоизом Риглем, понимавшими стиль прежде всего как формальную структуру и рассматривавшими смену стиля как один из высших принципов исторического развития искусства. Эта теория внесла системность в изучение стиля и в то же время абсолютизировала его типологические формальные признаки
-
СТУДИЯ (ит. studio - старание, изучение) - 1) помещение (мастерская, ателье) для работы живописца, скульптора, фотографа
-
СУПЕРОБЛОЖКА (англ. jacket, фр. jaquette, нем. Schutzumschlag) - обложка из плотной бумаги, надеваемая на переплет книги и закрепляемая на нем с помощью боковых клапанов
-
СУХАЯ ИГЛА (англ. dry-point, фр. pointe-seche, нем. Kaltnadel) - вид техники гравирования: рисунок процарапывается иглой на металлической доске. Для сухой иглы характерна особая бархатистость штрихов, благодаря заусеницам ("барбам"). Сухая игла известна с кон. 15 в. как дополнение к офорту, но как самостоятельная техника распространена с 19 в. К технике сухой иглы прибегали Альбрехт Дюрер, Рембрандт, Джеймс Уистлер, советские мастера Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин и др.
-
СФУМАТО (ит. sfumato - затуманенный, дымчатый) - в живописи и графике итальянского Возрождения (от Леонардо да Винчи, разработавшего этот живописный прием) мягкость моделировки, неуловимость предметных очертаний, ощущение воздушной среды как результат богатства и тонкости градаций светотени.
-
СЮЖЕТ (фр. sujet - предмет
-
СЮРРЕАЛИЗМ (фр. surrealisme - сверхреализм) - направление в литературе и искусстве 20 в., сложившееся в 1920-х гг. Формирование сюрреализма связано с деятельностью ассоциации писателей и художников, возникшей в Париже в 1919 г. и первоначально примыкавшей к дадаизму. В издававшихся объединением журналах "Литература" (1919-1924) и "Сюрреалистическая революция" (1924- 1929) разрабатывалась программа направления. В 1924 г. вышел первый "Манифест сюрреализма", написанный поэтом и идейным лидером движения Андре Бретоном. Сюрреалисты, опираясь на учение Зигмунда Фрейда, считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя в грезах, сновидениях, галлюцинациях, внезапных озарениях, автоматических действиях. В целях достижения глубин подсознания, творящего "сверхреальность", художники изобретали специальные приемы "психического автоматизма", спонтанного формопорождения (случайные блуждания карандаша по бумаге, декалькомания, фюмаж, фроттаж). Сюрреалистическая программа в искусстве осуществлялась в основном по двум направлениям. Макс Эрнст, Андре Масон, Джоан Миро вводили бессознательное начало в творческий процесс: в их живописи преобладают свободно текущие образы, произвольные формы, нередко переходящие в абстракцию. Сальвадор Дали, Рене Магритт, Поль Дельво, Ив Танги, напротив, стремились с иллюзорной точностью, "правдоподобием", воспроизвести ирреальный образ, возникающий в подсознании. Их картины отличаются гладкой, тщательной манерой письма, характерной для академической живописи. Языком фигуративного искусства создается образ немыслимый, невозможный в реальности: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, одна и та же конфигурация расслаивается на несколько изображений, несовместимые объекты сливаются друг с другом, формы сплетаются, скручиваются, выворачиваются. Взгляд, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок. Общие особенности искусства сюрреализма : фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Возникнув во Франции, сюрреализм, возглавленный Сальвадором Дали, скоро приобрел международное значение. Время его существования охватывает несколько десятилетий. Интерес к раннему сюрреализму, его идеологии и художественной практике усилился в конце 1960-х гг. в связи с подъемом новой волны авангардизма, а позже с развитием постмодернизма.