-
ФАКТУРА (лат. factura - обработка, строение) - характер поверхности художественного произведения, ее обработки. Фактурные различия зависят от особенностей натуры (кожа человека передается в скульптуре более гладкой фактурой, чем волосы
-
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (от лат. faisi ficare - подделывать) - изготовление произведений, выдаваемых за работы знаменитости с корыстной целью. Часто подделывается часть, деталь произведения или только подпись. Фальсификации известны с древности. В 16-17 вв., с развитием коллекционирования, фальсификация картин становится выгодным промыслом. Бурное развитие в 20 в. мирового художественного рынка, скачкообразный рост цен на произведения искусства сделали фальсификацию доходным бизнесом. Эпидемия подделок всегда следует за модой на живопись мастера, направления. Так, к 1910-м гг. относится волна фальсификации полотен импрессионистов, в наше время - фальсификация классического русского авангарда, пользующегося огромным спросом на рынке. Среди мастеров фальсификации- ювелир И. Рухомовский, подделавший скифскую золотую тиару, приобретенную затем Лувром
-
ФАРФОР (новогреч. pharphuri, тур. farfur, от перс. фегфур
-
ФАС (фр. face, букв. - лицо, лицевая сторона) - в изображении человека фронтальное положение головы или фигуры в целом, при котором они видны спереди, без перспективных сокращений. Ср. Анфас.
-
ФАЯНС (фр. faience, от названия ит. г. Фаэнца, центра керамического производства) - вид керамики, изделия из белой обожженной глины со специальными примесями, имеющие мелкопористый черепок и покрытые прозрачной глазурью. По внешности фаянсовые предметы напоминают фарфор, отличаясь от него пористостью черепка, полной непрозрачностью, меньшим удельным весом, глазурью на нижнем ободке изделий (фаянс обжигают при температуре более низкой, чем фарфор, и глазурь не пригорает к поду).
-
ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО (от лат. figura - внешний вид, образ) - произведения живописи, скульптуры и графики, в которых в отличие от отвлеченной орнаментики и абстрактного искусства присутствует изобразительное начало.
-
ФИКСАЦИЯ (от фр. fixer - закреплять) - закрепление красочного слоя, закрепление рисунка. См. Фиксатив.
-
ФЛЕЙЦ (от нем. Fioz - слой, пласт) - круглая кисть из мягкого волоса с коротко обрезанным концом, предназначающаяся в живописи для окраски больших плоскостей и грунтовки холстов, служащая иногда также для выполнения незаметных переходов из тона в тон и для лесси-ровок.
-
ФЛОМАСТЕР (англ. flowmaster) - инструмент для рисования и оформительских работ на бумаге, стекле, картоне, дереве и т. п. Пишущим узлом его является волокнистый пористый стержень (из фетра, лавсана, тефлона и т. д.), пропитанный специальными красителями (водными чернилами, которые легко стекают по стержню) в пластмассовом корпусе. Цветные фломастеры популярны как эффектная, броская графическая техника.
-
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ МОЗАИКА -техническая разновидность мозаики, дающая эффект живописной работы благодаря искусному подбору плиток твердых цветных камней - мрамора, полудрагоценных и драгоценных камней-самоцветов. Для изготовления церковных алтарей и столешниц во дворцах в новейшие времена использовались отборные мраморы, ляпис-лазурь, агат, сердолик, изумруд, бирюза и другие редкие камни.
-
ФЛУКСУС (лат. fluxus - течение, поток) - международное движение авангардизма, возникшее в начале 1950-х гг. в США и оформившееся в 1962 г. по инициативе западногерманского художника Йозефа Бойса. Цель флуксуса - слияние в одном "потоке" различных способов художественного выражения и средств коммуникации: конкретной и электронной музыки, визуальной поэзии, движения, символических жестов. Основной принцип - абсолютная спонтанность, произвольность, отказ от любых ограничений, что достигалось такими формами, как хэппенинг, деколлаж, различные уличные акции и представления, антитеатр. Фестивали флуксуса проводились в Париже, Амстердаме, Копенгагене, Лондоне, Нью-Йорке. В движении флуксуса участвовали Вольф Фостель, Джордж Мацюнас, Роберт Филью, Джордж Брехт, Бен Вотрие, Йоко Оно, Генри Флинт, Роберт Уотс.
-
ФОВИЗМ (от фр. fauve - дикий), "дикие" - направление во французском искусстве нач. 20 в. В группировку фовизма входили Анри Матисс, Жорж Руо, Андре Дерен, Альбер Марке, Морис Вламинк, Жорж Брак, Рауль Дюфи, Анри Фриез, Жюль Фландрен, Кеес ван Донген. Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых цветов
-
ФОН (фр. fond, букв. - дно, глубинная часть) - глубинные менее значимые части изобразительной или орнаментальной композиции, перед которыми выступают основные, первоплановые мотивы. Фоном могут служить изображения дальнего плана. Неизобразительный фон, (обычно в портрете) называется нейтральным.
-
ФОРМАЛИЗМ - в широком смысле слова предпочтение, оказываемое форме перед содержанием (в различных областях жизни, науки, искусства). В советской теории искусства слово "формализм" в 1920-х гг. обозначало системы формального метода и формального анализа, приверженцы которых изучали формальные конструкции в пластических искусствах, литературе, музыке. Однако со 2-й пол. 1920-х гг. сложилось новое понимание термина "формализма", продиктованное отождествлением содержания искусства с сюжетно-тематическим строем произведения. С этой точки зрения, всякая относительная самостоятельность в построении художественной формы воспринималась вульгарно-социологической критикой как формализма, отрыв формы от содержания, а затем и как утрата содержания. Критика 1930-х гг. вела борьбу против формализма (находя его гл. обр. в плоскостности и тектоничности фрески и книжной графики), рассматривавшегося как антипод социалистического реализма. В 1940-х - нач. 1960-х гг. слово "формализм" утратило научный смысл и стало употребляться для дискредитации художников и направлений (импрессионизм, сезаннизм и др.), почему-либо не отвечавших официальным доктринам.
-
ФОРМОВКА - в технологии скульптуры процесс изготовления полых форм, которые представляют собой возможно более точные пластические отпечатки оригинала (статуи, бюста, рельефа и др.) или гипсовой модели. Форма изготавливается различными методами в зависимости от материала будущего изделия (бронза, чугун, алюминий, олово, гипс, пластмассы, папье-маше, стекло и т. д.). При мягком материале скульптурного оригинала (невысохшая глина, пластилин, воск) применяются "черновая формовка" ("формовка в расколотку"), когда при съемке формы раскалывается и утрачивается оригинал. Для произведений, созданных в твердых материалах, прибегают к снятию "клеевых форм", наиболее точно и тонко передающих детали оригинала. Практикуется также "гипсовая формовка" (с формой, состоящей из отдельных частей). При получении пустотелых металлических отливок из жаростойких формовочных материалов (глина, песок и др.) изготавливают форму, в которую помещают стержень ("болван") - подсобную массу из огнестойкого материала, обеспечивающего необходимую толщину стенок отливки. После заполнения расплавленным металлом формы, его остывания и затвердения получается точная металлическая форма модели. Отливку освобождают от формы, стержня и избытка металла. В дальнейшем отливка очищается и при необходимости вручную отделывается автором. Более точным, чем этот земляной способ, является восковой способ.
-
ФОТОИСКУССТВО (от греч. phos - свет, англ. photographic art, нем. Kunstphotographie), художественная фотография - вид пластических искусств, использующий изобразительные и выразительные возможности фотографии. Фотоискусство - первый из видов искусства, возникших благодаря новейшей технике и успехам наук (физика, химия, оптика)
-
ФРОНТАЛЬНОСТЬ (фр. frontalite, от frontal - лобовой) - изображение человека, животного, здания, предмета анфас - лицом, фасадом, передней плоскостью, прямо обращенными к зрителю
-
ФРОТТАЖ (фр. frottage - натирание, протирка) - техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приемом натирающих движений незаточенного карандаша. В процессе работы художник проясняет форму, обнаруживая в ней образное начало. Фроттаж был введен в практику в 1925 г. Максом Эрнстом, который широко использовал его в графике и живописи. Фроттаж - один из "автоматических" приемов сюрреализма, в нем проявились установки этого направления на спонтанное озарение, "объективную случайность", на активизацию работы подсознания.
-
ФУТУРИЗМ (от лат. futurum - будущее) - литературно-художественное направление нач. 20 в. в Италии и России. В 1909 г. итальянский поэт Филиппе Томмазо Маринетти опубликовал "Манифест футуризма", положив начало этому направлению. В следующем году сложилась футуристическая группировка, в которую помимо Маринетти вошли художники Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джино Северини, Джакомо Балла. Идейно-эстетическая профамма объединения излагалась в ряде манифестов: "Манифест художников-футуристов" (1910), "Технический манифест футуристической живописи" (1910), "Манифест футуристической скульптуры" (1912), "Манифест футуристической архитектуры" (1914) и др. Футуристы с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех ее проявлениях и воспевали будущее - наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни. Стилистика футуристической живописи складывалась под влиянием французского кубизма, однако итальянские художники отвергали кубический принцип анализа формы и стремились к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Для их живописи характерны "энергетические" композиции с раздробленными на фрагменты фигурами и пересекающими их острыми углами. В ней преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные формы зигзага, спирали, эллипса, воронки, скошенного конуса. Один из основных принципов футуристической картины - симультанность (одновременность), т. е. совмещение в одной композиции разных моментов движения. Футуристы выдвинули идею открытого произведения искусства, вторгающегося в реальное пространство, охватывающего зрителя со всех сторон (попытки ее осуществления - "пластико-динамические комплексы" Балла, скульптура Боччони), Пропагандируя свои идеи, футуристы прибегали к эксцентричным манифестациям и провоцирующим жестам
-
ФЮМАЖ (фр. fumage - копчение, задымление) - один из "автоматических" приемов сюрреализма, введенный в практику в 1920-х гг. Вольфгангом Пааленом. Состоит в задымлении поверхности копотью свечи с последующей проработкой формы. Цель фюмажа, подобно фроттажу и декалькомании, - в провокации непреднамеренного, случайно возникающего образа.