-
ГАЛЕРЕЯ (ит. galleria) 1) специально устроенное помещение для обозрения произведений искусства
-
ГАЛЕРИСТ (от англ. gallery - галерея) - профессионал-искусствовед, владелец или сотрудник коммерческой художественной галереи, организующий постоянные или временные коллекции, выставки и продажи определенных видов произведений искусства, ведающий их экспертизой, атрибуцией, рекламой, популяризацией и т. д.
-
ГЛАДИЛКА , гладильник, полировка, воронило - 1) стальной инструмент в виде стержня с полированными концами в форме конуса и лопатки, или овальными в сечении, широко применяемый в технике углубленной гравюры, особенно в меццо-тинто. Служит для выглаживания шероховатостей металлической доски в местах, отвечающих в оттиске светлым частям изображения
-
ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ - один их трех основных видов печати, полиграфического размножения текста и иллюстраций, при котором печатающие элементы формы или доски имеют различную глубину
-
ГОРЕЛЬЕФ (фр. haul-relief - высокий рельеф) - разновидность выпуклого рельефа, высокий рельеф, в котором изображение (фигуры и предметы) возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объема и даже могут восприниматься почти как полнообъемные, лишь соприкасающиеся с плоскостью. Ср. Барельеф.
-
ГРАВЁР (фр. graveur) - художник, создающий оригинальные гравюры или воспроизводящий в гравюре произведения других авторов. В широком смысле - мастер, занимающийся любой разновидностью гравирования по металлу, камню, стеклу, дереву и пр.
-
ГРАВЮРА (фр. gravure, от graver - вырезать) - вид графики, включающий произведения (гравюры), исполненные посредством печатания с доски, обработанной различными способами гравирования. В прошлом собственно гравюрная, техническая часть работы нередко выполнялась специализировавшимися на ней мастерами-граверами. Г. называется оригинальной, если она целиком (включая всю обработку доски), исполнена самим художником. Репродукционная Г. (появившаяся в Европе в 15-16 вв.) воспроизводит обычно живопись (с различной степенью полноты и точности). На старых Г. встречаются следующие краткие обозначения исполнителей: для автора воспроизводимого оригинала - pinx (pinxit) - "написал, изобразил"
-
ГРАФИКА (греч. graphike, от grapho - пишу, рисую
-
ГРАФФИТИ (итал. graffiti, от graffiare - царапать) - в первоначальном значении надписи или рисунки зачастую сатирического, карикатурного характера, обнаруженные на стенах античных памятников, на древних сосудах. Г. называют также современные надписи и рисунки, оставленные на стенах домов, монолитных оградах, в метро детьми или взрослыми. Г. либо процарапываются в штукатурке, либо выполняются мелом, углем, любым оказавшимся под рукой материалом. Как проявление низового, "наивного" творчества Г. привлекали внимание многих современных художников, стремившихся освободиться от условностей, навязанных профессиональной выучкой и традицией. Многие произведения Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю этим образцам ненормативного, уличного творчества. Пикассо особенно ценил в Г. предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения лица, человеческой фигуры, характерного движения. Французский художник Жан Дюбюф-фе использовал приемы Г. в своем "грубом искусстве" (см. Ар брют). В 1960-х гг. в США, а в дальнейшем и в странах Зап. Европы возникло движение художников-любителей под тем же названием. Участники движения (часто принадлежавшие к национальным меньшинствам и маргинальным группам населения) стремились украсить унылую среду городских окраин. Они покрывали крупномасштабной живописью поверхности глухих стен, брандмауэров, бетонных ограждений. В их искусстве звучали мотивы социального протеста, критики общественной несправедливости. Для американских композиций Г. характерны экспрессия, яркая красочность, широкое использование популярной символики. Ср. Граффитизм. Сграффито.
-
ГРУНТ (пол. grunt, от нем. Grund - дно, основа) - 1) в технологии живописи тонкий слой специального состава, наносимый поверх холста или дерева как основы с целью придать поверхности нужные художнику технологические качества. Состоит обычно из нижнего тонкого клеевого слоя и верхних грунтовых слоев. Г. впитывает часть связующего вещества, сохраняя его в живописном слое столько, сколько необходимо для того, чтобы избежать пожухания красок. Г. способствует прочному сцеплению (адгезии) живописи с основой. Г. по составу бывает клеевым (тянущим), масляным, эмульсионным и синтетическим
-
ГУАШЬ (фр. gouache, от итал. guazzo - водяная краска) - плотные матовые краски для живописи из тонко растертого пигмента с водоклеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.). Краски Г. непрозрачны и являются кроющими. При высыхании Г. светлеет. Техника живописи на бумаге, картоне, полотне, шелке, кости возникла как разновидность акварели, когда для достижения большей плотности и звучности красок к водяным краскам стали примешивать белила. Г. широко использовалась уже в средние века в книжной миниатюре, а позже для эскизов, картонов, подцвечивания рисунка. С сер. 19 в. началось производство гуашевых красок. В 20 в. Г. наиболее часто находит применение в плакатной графике, а также для декораций и оформительских работ.