ЖАНР (фр. genre - род, вид) - в изобразительных искусствах совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем, предметов изображения (исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр), а также авторским отношением к предмету, лицу, явлению (карикатура, шарж) либо способом их понимания и истолкования (аллегория, фантастика).<br> Элементы жанровых различий известны с глубокой древности: анималистические образы в пещерах палеолита, фиксация мифологических преданий в петроглифах неолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с Ш тыс. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках, иератические религиозные композиции (христианские, буддийские) средних веков. Однако формирование Ж. как системы, характеризующей многообразный круг интересов, присущий мировой художественной культуре, началось в 15-16 вв. и совершилось в основном в 17 в. в связи с общим прогрессом европейского искусства
ЖИВОПИСЬ (анг. painting, фр. peinture, нем. Malerei) - вид изобрази тельных искусств, традиционно занимающий первое место в их триаде (Ж., скульптура, графика). Способность Ж. к воспроизведению разно образных явлений жизни, действительности, с чем связано происхождение и самого термина, прочно вошедшего в русский лексикон с 18 в. ("живописать" - писать живо, изображать явления жизнеподобно), определяет ту значительную нагрузку, какую Ж. несет как искусство, изображающее природу, человека, животный мир, события из современной общественной или частной жизни людей, из исторического прошлого, мифологические образы, созданные человеческой фантазией. В соответствии с предметным кругом изображений Ж. подразделяется на жанры, из которых в европейской культуре на протяжении 16-20 вв. наибольшее развитие получили портрет, исторический жанр, бытовой жанр, мифологический жанр, батальный жанр, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр. В произведениях Ж. нередко встречается сочетание разных жанров или их элементов.<br>Как явление мировой культуры, прошедшее на протяжении тысячелетий эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений в искусстве 20 в., объединяющее разные этнические и культурно-конфессиональные миры, Ж. отнюдь не обязательно включает изобразительное начало. В этом смысле функции и возможности Ж. реалистической и "беспредметной" - от декоративно-орнаментальной до построений абстракционизма чрезвычайно разнообразны. Поэтому можно определить Ж. как вид визуального (воспринимаемого зрением), статичного (не изменяющегося во времени), пространственного искусства, не имеющего (в отличие от архитектуры и прикладного искусства) прямого практического применения. Ж. отличается при этом от скульптуры своим плоскостным (не объемным) характером, а от графики - той первостепенной ролью, которую в живописи играет цвет. При этом формальные отличия живописи от скульптуры и графики нельзя абсолютизировать, поскольку Ж. приобретает некоторый объем благодаря фактуре, пастозному красочному слою и технике коллажа: она может быть однотонной, монохромной, а также может быть тесно связана с сооружением или предметом, зачастую выполняет разнообразные (хотя в не собственно утилитарные) функции, как религиозные (в разных культовых системах), так и светские.<br>Основные разновидности Ж. - станковая и монументальная - связаны с той материальной