-
КАРТИНА (англ. picture, painting, canvas, фр. tableau, toile, нем. Bild, Gemalde), холст, полотно - законченное станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение и предназначенное для сосредоточенного восприятия, более или менее изолирующегося от окружения. В отличие от этюда и эскиза К. - завершенное произведение и последовательно воплощает авторский замысел, в отличие от монументальной живописи, декоративной росписи, миниатюры, панно К. представляет собой замкнутый мир, не подчиненный к.-л. ансамблю, рассчитанный на обособленное внимание зрителя.<br> Тем не менее в истории живописи не раз возникает К. как элемент функционального или декоративного комплекса, из которого позже высвобождается (портреты в погребальных комплексах эллинистического Египта
-
КАРТОН (фр. carton) - 1) вспомогательный рисунок, точно воспроизводящий задуманную композицию или ее деталь и выполненный в размере будущего произведения. К. завершается подготовительная работа художника над шпалерой, стенной росписью (реже картиной)
-
КЕРАМИКА (греч. keramike - гон-' чарное искусство, от keramos - глина
-
КЛАССИЦИЗМ (фр. classicisme, англ. classicism, нем. Klassizismus) - художественное направление и стиль европейского искусства 17-нач. 19 в., возникшие в эпоху сложения в Европе мощных централизованных национальных монархий. Признавая высшим образцом античное искусство и опираясь также на традиции Высокого Возрождения, искусство К. отражало идеи гармонического устройства общества (основанного на вечных и незыблемых законах разума), подчинения индивидуальности интересам нации, государства и признание всепобеждающего сознания долга главной добродетелью гражданина. Конфликты идеала и реальности, чувства и разума, чувства и долга, личности и общества свидетельствуют о сложности, внутренней напряженности искусства К., утратившего естественную гармонию культуры Возрождения. Следует различать разные по своей социальной и культурной природе: 1) К. 17 в., сложившийся вместе с укреплением французского абсолютистского государства, и 2) К. 2-й пол. 18 в. (неоклассицизм), сформировавшийся в эпоху подготовки французской революции 1789 г.<br> К. 17 в. свойственны нормативность эстетики, возвышенная отвлеченность художественных идеалов, идеализированные образы природы и человека, зачастую отказ от передачи индивидуального и бытового во имя величия и героики
-
КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (от лат. classicus - образцовый) - искусство Древней Греции и Древнего Рима времени их расцвета, а также искусство европейского Возрождения и классицизма, непосредственно опиравшееся на античные традиции. В более широком представлении - высшие достижения эпох расцвета искусства и культуры разных народов, проявляющиеся в различных, подчас далеких от античности, стилистических формах (напр., искусство Древнего Египта, искусство готики 13 в., европейского модерна 1890-х гг. и т. д.). Классическим называют любое произведение искусства, сохранившее до нашего времени значение совершенного художественного образца.
-
КОЛЛАЖ - (фр. collage - приклеивание, наклейка) - распространенная в искусстве 20 в. техника создания картины, графического произведения, состоящая в применении различных наклеек из плоских (фрагменты газет, обоев, цветной бумаги, отделочных материалов, тканей) или объемных (куски проволоки, дерева, веревок, металла) материалов. К. был введен Пабло Пикассо и Жоржем Браком, которые с 1912 г. систематически его использовали. К. - характерная особенность живописи синтетического кубизма. К этой технике обращались также футуристы (Карло Карра, Джино Северини), дадаисты (Курт Швиттерс, Ханс Арп), художники русского авангарда (А. В. Лентулов, П. П. Кончаловский, О. В. Розанова). В дальнейшем сфера К. расширяется, сливаясь с такими формами, как энвайронмент, ассамблаж, аккумуляция. Эстетика К. - это эстетика фрагмента реальности, включенного в контекст живописи и наделенного в ней новым изобразительным или символическим смыслом.
-
КОЛОРИТ (ит. colorito, от лат. color - краска, цвет) - система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство. К. - одно из важнейших средств эмоциональной выразительности в живописи, цветной графике, во многих произведениях декоративного искусства, существенный компонент художественного образа, вызывающий ответные эмоции зрителей. Характер К. является своеобразным истолкованием цветового богатства мира и определяется эпохой, стилем, индивидуальностью художника, особенностями его цветового видения, общим замыслом произведения. К. может быть теплым (в основном красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (в основном синие, зеленые, фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым. Большую роль в этом играет освещение, в т. ч. его цвет. Есть системы К., основанные на локальном цвете, его самоценном, зачастую символическом значении, и системы, основанные на стремлении к полноте и верности цветовой картины мира - пространства, света и тени, материальности предмета в его соотношении со средой: для этой цели служат тон, рефлекс, валер, единство К. и светотени. Верность К. достигается строго определенной взаимосвязью ансамбля произведения и всех отдельных цветовых тонов, осмыслением и обобщением цветовой системы (см. Отношения) соответственно идее, замыслу, настроению произведения, законам гармонии, дополнения и контраста цветов, особенностям вида искусства, материалу и функции произведений. См. также Полихромия, Гамма, Тональность, Цвет.
-
КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. constructio - построение) - направление в советском искусстве 1920-х гг.,
-
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (от лат. conceptus - мысль, представление), концептуализм - одно из направлений в искусстве авангарда, возникшее в 1960-х гг. Особенность К. и. состоит в принципиальном отказе от воплощения идеи в материале, т. е. в сведении искусства исключительно к феноменам сознания (принцип "искусства в голове"). К. и. отвергает традиционные формы изобразительности и художественной выразительности как "отвлекающие" от восприятия и понимания предложенной художником идеи. Концептуалистские объекты существуют в виде набросков, письменно или устно изложенных проектов, коротких фраз или пространных текстов. При этом материальные средства выполняют роль лишь возбудителя представлений
-
КОПИРОВАНИЕ (нем. Kopieren) - получение и тиражирование копий скульптурного, живописного, графического или иного оригинала с большей или меньшей точностью, в том же или другом материале, с изменением или без изменения масштаба. Повторение художественных произведений, выполняется ли оно в целях учебных, педагогических, экспозиционных и т. д., требует не только профессионального мастерства, но и специальных навыков К. Во многих случаях при выполнении технических подсобных работ, при К. чертежей используются различные традиционные или новейшие способы. К ручным методам относятся: прокалывание в бумаге линий рисунка - способ, известный уже мастерам иконы и фрески (см. Припорох)', продавливание рисунка в бумаге (тоже старинный способ, см. Графья), теперь исполняемое с помощью копировальной бумаги
-
КОРПОРАТИВНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ - собрание произведений современного искусства, собственником которого является корпорация, ассоциация, фонд или банк. Транснациональные компании заинтересованы в создании имиджа покровителей искусств. Так, постмодернистская живопись, графика, дизайн, фотография, которые входят в К. к. ряда американских фирм, оказали огромное влияние на формирование образа деловой Америки. Крупными К. к. в США и Европе обладают "Дойче банк", "Эксон" и др. В нач. 1990-х гг. в России коллекции произведений изобразительного искусства стали комплектоваться на базе крупнейших банков и корпораций.
-
КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ (от лат. corpus - тело), пастозная живопись - письмо плотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем краски, имеющим рельефную фактуру (в отличие от тонкослойной, просвечивающей, полупрозрачной живописи, см. Лессировка), гл. обр. в масляной живописи, технике темперы и гуаши.
-
КРАКЕЛЮР (фр. craquelure) - трещины красочного слоя в произведениях живописи на холсте, а также на фарфоре и эмали. К. появляется после исполнения картин в результате различий в коэффициенте расширения красочного слоя, в процессе высыхания и испарения разбавителей, а также в высохших картинах от резких перепадов температур, влажности, повышенной сухости, ударов и других механических воздействий.
-
КСИЛОГРАФИЯ (от греч. xylon - дерево и grapho - пишу, рисую) - гравюра на дереве. К. - один из наиболее распространенных видов гравюры: печатная форма (клише) оттискивается способом высокой печати - с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, не проникающей в углубления, вырезанные между элементами изображения. Существуют два вида К.: обрезная (обронная, нем. Hoizschnitt, англ. woodcut) и торцовая (нем. Hoizstich, англ. wood engraving). Обрезная К. выполняется на досках продольного распила из мягких пород дерева (груша, на Дальнем Востоке - вишня): линии и пятна рисунка обрезаются ножами и стамесками, а в промежутках дерево выбирается долотом. Обрезной К. присущи обобщенность рисунка, контрасты белого и черного, повышенное эмоциональное звучание и яркая графичность оттиска. Торцовая К. выполняется на досках поперечного распила из твердых пород дерева (пальма, самшит): штихелями прорезаются тонкие штрихи, выходящие в оттиске белыми